История

Статьи


"Панорама", 27 октября 2001 года, Галина Чаплыгина

КУДА УХОДЯТ БЮДЖЕТНЫЕ МИЛЛИОНЫ

На прошедшей неделе липчан ждало приятное открытие. Оказалось, что Александр Коробейников не только липецкий мэр, главный коммунальщик, но еще и финансовая стихия, оздоровившая ситуацию в отдельно взятом городе. Во всяком случае таковым он себя представлял на нынешней неделе телезрителям и журналистам

Чужие заслуги

11 октября Коробейников отметил трехлетний юбилей пребывания на посту мэра полумиллионного Липецка. Стоит напомнить, что он 11 октября 1998 года был избран всего 44-мя тысячами голосов при поддержке Новолипецкого комбината. Депутаты прежнего горсовета, за редким исключением, призвали липчан поддержать кандидатуру тогдашнего председателя горсовета. А следующим этапом этой заединщины оказалось появление горсовета, в котором не нашлось места уже ни педагогам, ни медикам, ни юристам, - преимущественно стальная партия с небольшим вкраплением богатых людей, тесно сотрудничающих с городской администрацией.

В заслугу своей команде Коробейников поставил "ликвидацию кризисных явлений в экономике города, наведение порядка в финансовых потоках, постановку грамотной управленческой работы, разработку долгосрочных прогнозов и программ развития отраслей городского хозяйства". А также то, что был ликвидирован долг по детским пособиям и пенсиям.

Весьма оригинальный и самонадеянный взгляд мэра на современную экономику несколько озадачивает. Он приписал себе не просто заслуги российского правительства, принимавшего решения по макроэкономическим проблемам, а результат инфляции, вздорожания доллара и подъема цены на нефть. Большие доходы липецкого бюджета - это прежде всего результат сверхприбылей нашего металлургического гиганта, на продукцию которого в 1999-2000 годах был оживленный спрос, обусловивший высокие цены на металл. В нынешнем году спрос упал - и руководители комбината заговорили о том, что надо останавливать неэффективные мощности и увольнять работников. И мэр не в состоянии помешать сделать это и не сможет создать рабочие места для безработных.

Возмещение долгов по пенсиям - тоже не в компетенции мэра, пенсионный фонд - структура федеральная. Правда, опосредственную помощь липецким пенсионерам оказывают высокие отчисления по социальному налогу от Новолипецкого комбината. А пособия на детей вот уже второй год выплачивает федеральный бюджет и только тем семьям, у которых доход ниже прожиточного минимума, в 927 рублей на каждого члена семьи. Общие выплаты по пособиям на детей сократились вдвое. Если в 99-ом году липецкие семьи для поддержания детей получили пособий на 85,6 млн. руб., то в 2000 году - только 42,5 млн. руб. В нынешнем году эта цифра несколько возрастет -48,8 млн. руб.

Упущенные доходы

Мэр то и дело жалуется на то, что денег не хватает на содержание общественного транспорта, ремонт городских дорог, на переселение жителей из ветхих строений. И все кивает на областную администрацию. Она, мол, обделила города доходами.

Но почему совершенно забыто, и не только мэром, но и депутатами горсовета тоже, что по федеральному законодательству все необходимые для муниципальных нужд закупки должны совершаться на конкурсной основе, а для выполнения работ подрядчики должны привлекаться на тендерной основе. За все время было только одно публичное объявление о тендере - на выделение земельных участков под рекламные щиты, в которых много мест получили комбинат и его структуры.

При полном небрежении конкурсами и тендерами на городской земле и на городском имуществе почему-то наживаются частные лица. Пока что А. Коробейников сообщил о единственном случае выделения земельного участка под жилищное строительство фирме "Строй-град" якобы на конкурсной основе, которое принесло миллион рублей дохода. Причем этот был не самый лакомый участок. А за три года участков под строительство престижного жилья, бензоколонок и магазинов было выделено несколько тысяч. И все равно застройщики платили за участок, наличкой или квартирами, но только не бюджету.

Еще больше дохода приносит земля под рынками. Два квадратных метра под тентовой палаткой обходятся торговцам от двух до трех тысяч рублей в месяц. А значит, эти деньги получают частные владельцы рынков, причем квитанций случается и не выдают. Плата за место в три-четыре раза больше, чем уплачиваемый предпринимателем единый налог.

Город плохо собирает плату за коммунальные услуги, долгов набежало около 100 миллионов рублей, что приближается к двухмесячным доходам по этой статье.

А с городским имуществом вообще странные вещи происходят. Муниципальные магазины потихоньку стали частными. Лакомые куски городской собственности отдаются частным лицам бесплатно, как это произошло со зданием кинотеатра "Винница" и с помещением бывшего кинолектория. "Подарок" был обставлен договором о совместной деятельности управления культуры и ООО "Уран". За прошедший год в "Торнадо" отыскался единственный след этой деятельности: детишек из окрестных школ время от времени запускают по воскресеньям на пару часиков в танцевальный зал, чтобы они подергались под громкую музыку. И это можно рассматривать как еще одну услугу городской администрации хозяину "Урана": подготавливают клиентуру для этого злачного места.

Нищему - бюджет не помощник

"Городской бюджет все эти годы имел ярко выраженную социальную направленность. Расходы на содержание социальной сферы возросли с 418 до 849 тысяч рублей", - отчитался мэр. Всего-то в 2,03 раза. Но в этих социальных расходах доплаты к пенсиям для ушедших на покой по возрасту муниципальных служащих, расходы на путевки для них, половинная оплата коммунальных услуг и содержание муниципальной базы отдыха "Зеленая долина". Расходы на нее составили в три последних года: 1,6; 7,1 и в нынешнем запланированы 3,0 миллиона рублей.

И затем идет строка "Реализация городских программ по социальной поддержке населения" - всего-то двести тысяч рублей, из них половина предназначена для "оказания единовременной помощи малообеспеченным гражданам". А этих малообеспеченных в городе десятки тысяч. За последние три года строка "оказание единовременной помощи" не меняется: 100, 100 и 100 тысяч рублей. Но только теоретически малоимущий может получить эти жалкие 50 рублей, но практически попробуй докажи свое право.

Богатый город - богатый чиновник

За эти же три года доходы бюджета Липецка, как сообщил мэр, выросли с 893 миллионов рублей до 2 миллиардов 268 миллионов рублей, или в 2,54 раза.

А вот себя, любимую, администрация обслуживает по высшему классу. Расходы на управление, то есть на содержание администрации и городского Совета составили: в 99-ом году -28,7 млн. руб., в 2000 - 40,15 запланировано, а по результатам года оказались 54,35 млн. руб. Только за год увеличились в 1,89 раза!

На нынешний, 2001 год, администрация запросила уже 75,64, но финуправление предложило обойтись 65,24 миллионами рублей, а как показало последнее уточнение бюджета-2001, сошлись на 67,88 млн. руб. И за последние пять лет эта статья всегда исполнялась с превышением, более 100%.

Расходы на зарплату муниципальных служащих тоже растут: 11,2; 21,17 и 33,46 миллионов рублей. Что свидетельствует о средней зарплате в четыре с половиной тысячи рублей. Это несколько меньше чем на Новолипецком комбинате, где средняя зарплата достигла пяти тысяч рублей.

Доля городского Совета в этих расходах относительно невелика, штат горсовета - 25 единиц, тогда как всей администрации без малого 600, но расходы растут еще более быстрыми темпами: в 99-ом - 1,8 млн. руб. В 2000-ом - 5,05 млн. руб. Рост - 2,7 раза!

Оплата труда всех работающих в горсовете растет: 814, 1624 и 2273 тысячи рублей. Простые арифметические исчисления (разделить на 12 и на 25) приводят к средней зарплате в 7,5 тысяч рублей! Что в 2,5 раза выше, чем средняя по городу. А если учесть, что в Совете и в администрации работают низкооплачиваемые - уборщицы, гардеробщица и прочие, то доходы чиновников среднего звена надо удвоить, а руководящего -учетверить.

Помимо уже приведенных данных расходы на "себя, любимых" заложены в социальных статьях. Отдельно проходят расходы на предоставление путевок для муниципальных служащих - свыше полутора миллионов рублей и на "Реализацию областного закона "О муниципальной службе в Липецкой области", что означает доплаты к пенсиям для ушедших в отставку по возрасту муниципальных служащих - еще такая же сумма, но она подлежит уточнению по результатам года. Скорее всего возрастет.

А каждый миллион рублей - это в среднем четыре квартиры для проживающих в ветхом жилом фонде.

Выбились из евростиля

Весь город видит, в каком отличном состоянии здания городской администрации и горсовета. Но тем не менее расходы на капитальные ремонты растут: 2,8 млн. руб., 3,5 млн. руб, в нынешнем году запланировано 4,7 млн. руб., но скорее всего, будет по потребности, которая заявлена в 7,7 млн. руб. Ведь одна только реконструкция большого зала для совещаний в здании на Советской, 5 обойдется, по словам мэра, от 5 до 6 миллионов рублей. Зал нельзя сказать, чтобы совсем обветшал, но явно выбивался из евростиля, в котором отделан кабинет мэра и другие помещения. И этим мозолил привыкших к роскоши глаз.

В этом зале будут установлены необыкновенные кресла стоимостью около тридцати тысяч рублей каждое. И вот так к какому бы ремонту ни обратимся, увидим размах, достойный нувориша, и претензию на роскошь. Ремонтируют станцию "Скорой помощи", устраивают люксовые палаты на двоих, где чиновники смогут подлечиваться, не смешиваясь с рядовыми горожанами. Мало того, что областная администрация в свое время устроила палаты класса люкс в больнице на улице Ленина. Городская администрация идет следом и обустраивает свой уголок для поправки здоровья.

Построили новую школу в 27-ом микрорайоне, и опять "по полной программе": квадратный метр пола обошелся в 600 рублей а квадратный метр стены - в 300 рублей. Мэр объясняет, что дорогой линолеум будет стоять 20 лет! Про такие сроки нам хорошо известно из анекдотов про Хаджу Насреддина и его осла.

А пока что непосредственную пользу от дорогих материалов извлекает подрядчик. Обычная накрутка на используемые при ремонтах материалов составляет 20%. И чем выше цена материалов, тем больше незаработанных денег получит подрядчик.

Но вряд ли подрядчик вырученный сверхдоход положит себе в карман полностью. Скорее, ему придется сделать некоторые существенные отчисления - в настоящем в частный карман и в будущем, когда начнется избирательная кампания. Кстати, о своем желании баллотироваться на новый срок мэр уже объявил. И пока серьезного соперника не видно на горизонте.

А когда мэру говорят о том, что надо бы сэкономить на ремонтах или же придержать доходы чиновников, то он юморит: "Надо же когда-то начинать жить хорошо. Ну, начали с муниципальных служащих".

Кстати о подборке кадров. Если областная по конкурсу принимает хотя бы консультантов, обкатывает положение о равном доступе к государственной службе, то в городской администрации этого нет и следа.

Культура и спорт

В этой отрасли на первое место, если считать по бюджетной поддержке, вылезает хоккейный клуб "Липецк", который обходится городу в 28,4 (данные за 1999 и 2000 годы) миллиона рублей бюджетных денег, отнятых у налогоплательщиков без их согласия.

Культура получала обычно вдвое меньше, чем один профессиональный хоккейный клуб, от 10 до 14 миллионов рублей. Но в нынешнем году расходы на культуру резко увеличились из-за организации муниципального театра. Первый же сезон показал, что театр дело более дорогое и трудное, чем казалось при его создании. Хотя из опыта областного театра драмы можно было загодя просчитать, что расходы на его содержание составляют 6-8 миллионов рублей. Истинную цифру расходов на содержание муниципального театра мэр не обнародовал, но он не возражает против цифры в пять миллионов рублей. Уже через полгода после первого спектакля муниципальный театр потребовалось спасать от развала. Для чего и была призвана петербургский режиссер Наталья Леонова.

Богатый не значит, что лучший...

В середине нынешнего года был подведен конкурс среди городов России на звание самого удобного для проживания. Победил Белгород, тогда как Липецк не вошел в число призеров. Победил город, у которого бюджетные доходы в прошлом году были втрое ниже, чем у Липецка. И даже в пересчете на каждого жителя разница превышала двухкратную отметку.

А все потому, что в Белгороде с умом расходуют деньги, не затевают дорогостоящих проектов. Но строят жилья вдвое-втрое больше, чем в Липецке, переселяют из ветхого жилья не жалкими десятками семей, а сотнями. Действуют программа переселения из общежитий, которую мэр Коробейников обещал липчанам еще год назад.

Но вот мэрия в Белгороде имеет весьма скромный вид. И ее работники получают в среднем втрое меньше, чем липецкие муниципальные служащие.

Так что какие бы большие деньги администрация и городской Совет Липецка ни оттяпали бы у области, липчане пользу, скорее всего, от этого не почувствуют. В руках наших городских властей миллионы рублей имеют способность растворяться без ощутимой пользы для широких слоев населения.


Статьи