История

"Реформа ЖКХ" | Статьи


"Металлург", 18 октября 2002 года

ОТ ДОМКОМА К КОНДОМИНИУМУ

Последние два месяца липчане активно обсуждали одну из важнейших и серьезнейших городских проблем - пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. По этому поводу прошли общественные слушания в Липецком городском Совете. Говорить о каких-то конкретных результатах пока рано. Однако сам подход к вопросу обнадёживает. В всяком случае, Липецкое региональное отделение "Союза Правых Сил" считает, что без сотрудничества жильцов и властей реформа ЖКХ обречена.

Впрочем, об этом свидетельствует и весь наш предыдущий опыт. Ведь попытки модернизации жилкомхоза были и раньше. Но увы, оказались безуспешными. Более того, несмотря на всевозможные нововведения, ситуация продолжает катастрофически обостряться. Достаточно вспомнить, что если в начале 90-х в России на 100 км коммунальных сетей было лишь в два раза больше аварий, чем в Европе, то сейчас -в восемь с лишним раз. Сумма неоплаченных коммунальных счетов в целом превысила 100 млрд. рублей.

О катастрофе свидетельствует и состояние липецкого ЖКХ. У нас большой долг перед энергетиками, фактически не ведутся текущие и капитальные ремонты домов, сантехники и водопроводчики не успевают латать коммунальные сети. Нет денег? К сожалению, нет. Но при этом притом, как ни парадоксально, что липчане на 92% оплачивают коммунальные счета и более трети городского бюджета идёт на оплату ЖКХ! Как тут не задаться сакраментальным вопросом: "Где деньги, Зин?".

Бывший глава администрации города Александр Коробейников, отвечая на него, считал, что средства уходят не по целевому назначению, что начальники ГЖУ строят никому не нужные производственные базы и базы отдыха, и выход видел в создании дирекции "Единый заказчик", призванной аккумулировать все деньги, а затем расплачиваться за предоставленные услуги с ЖЭКами. Кроме того, он полагал, что проблему может снять и правильный подбор кадров.

В том, что ЖЭКи не должны распоряжаться деньгами, Коробейников прав! Но вот что касается "Единого заказчика"...

Зачем создавать ещё одну синекурой для чиновников и чёрную дыру для наших денег. Точно так же не решит проблем ЖКХ подбор и назначение "ответственных и гибких кадров". Ведь и начальниками ЖЭКов были "ответственные и гибкие кадры". Так что не в людях дело, а в схеме управления и условиях работы.

Во время выборов довольно часто приходилось слышать, что только противники президента и правительства могут быть против "Единого заказчика", что это мол, правительственная программа.

Давайте вспомним правительственную программу 1997 года:

В ней пять пунктов. Стратегических. Нет в этой программе дирекции "Единого заказчика". Зато есть положение о том, что изменение управления жилищной сферой невозможно без передачи больших полномочий непосредственно гражданам! Полностью с этим согласны и должны повторить - проблемы рациональной эксплуатации и сохранения жилья можно решить лишь совместными усилиями самих жильцов и властей.

Как же у нас в Липецке обстоит с этим дело? Осенью 1997 года городским Советом Липецка было принято временное положение "О территориальном общественном самоуправлении" (ТОС). Как оно работает? И работает ли вообще? Увы, особыми успехами не похвалишься.

Почему? Сравним полномочия ТОСов и домовых комитетов в Липецке с полномочиями идентичных структур в Архангельске или Новгороде, Ярославле или Тольятти. У нас никаких прав, кроме одного - самим убирать подъезды и дворы и при этом полностью оплачивать виртуальные услуги ЖЭКов.

Впрочем, не только в полномочиях домкомов и ТОСов дело, дело ещё в нашей общей пассивности, иждивенчестве, разобщённости и безразличии. В том, что нам вбили в головы, будто реформа ЖКХ - это лишь 100-процентная оплата коммунальных услуг. Нет. Цель: переход разобщённых жильцов многоэтажек к коллективному домовладению с прекращением разбазаривания общих денег, с предотвращение коммунального краха, как следствие.

Надо всем нам продумать, разработать и вынести на всеобщее рассмотрение новые положения о домовых комитетах и ТОСах, которые материально заинтересовывали бы жильцов объединяться, наводить у себя в доме и дворе порядок. Эти структуры на этапе становления должны получать значительную помощь от власти. Здесь уместно вспомнить задачи советских органов в 20-х годах, годах перехода от военного коммунизма к НЭПу (новой экономической политике): создание условий для поддержки инициативы населения по сохранению и восстановлению жилья; ограничение вмешательства советских органов в эксплуатацию жилых зданий; профессионализация эксплуатации жилья. Благодаря этому люди, не потерявшие навыков реальной экономики, образовывали ЖАКТы (желищно-арендные кооперативные товарищества) - коллективные домовладения.

Опыт неплохо было бы позаимствовать. При этом четко сформулировать полномочия домкомов, выделив главное:

Деньги потребуются для капитального и текущего ремонтов этого конкретного дома. Кроме того, средства на капитальный ремонт жилья продолжит выделять и городской бюджет, однако схема распределения денег должна учитывать возраст дома и стать прозрачной для всех.

Ну и, наконец, главное. Домкомы - естественный, учитывающий нашу нынешнюю неорганизованность и пассивность, переход к товариществам собственников жилья (ТСЖ), к кондоминиуму. Переход постепенный, а не насильственный, насаждаемый сегодня, а потому и пугающий и вызывающий отторжение. Этот момент должен быть учтён обязательно. А кроме того, все мы должны помнить, что реформа ЖКХ - задача не только исполнительной власти, это и депутатов. Понятно, она потребует много времени и сил. И именно поэтому отделение СПС считает, что Липецкий городской Совет, готовящийся внести изменения в Устав Липецка, обязан рассмотреть вопрос о профессионализации депутатской работы. Нынешнее же совмещение производственных и выборных обязанностей не позволяет полноценно выполнить ни те, ни другие.

Решение всех этих вопросов, введение реального самоуправления, наделённого властью и деньгами, позволит снять не только коммунальные проблемы, но и будет способствовать возвращению теплоты и человечности в наши отношения, лучшему развитию и здоровому воспитанию детей, более эффективному противостоянию хулиганам и казнокрадам.

В этом мы видим смысл коммунальной реформы и готовы к совместной её реализации и тесному сотрудничеству с новым главой администрации Липецка Михаилом Гулевским и с городским Советом.

Председатель ЛРО СПС
О.Д. Дячкин


"Реформа ЖКХ" | Статьи