История

История| Сведения к истории| Статьи

“Выбор”, № 17 , сентябрь 1990 года
Что показала депутатская проверка

Продлить срок действия торговли по паспортам или отменить ее? — ответить на этот вопрос II сессия Липецкого горсовета поручила трем постоянным комиссиям. А они, в очередь для изучения этой проблемы делегировали своих представителей. Так была сформирована депутатская группа, которая и провела всю необходимую работу. Итоговый доклад будет представлен очередной сессии горсовета. В то же время, основные выводы мы считаем своим долгом довести до сведения общественности.

Если судить по официальным данным, то по основным видам продуктов в первом полугодии этого года достигнут определенный рост реализации. Обратимся, например, к сведениям по объединению “Продтовары” г. Липецка.
 

Реализованы:  
I пол. 1989 г.
Фонды I пол. 1990г.
Фактически 
I пол. 1990 г.
1. Мясопродукты
тонн
14410,7
16483,2
16494,5
а) в т.ч. колбасные изделия
тонн
4433,1
4560,0
4585,8
б) в т.ч. мясо, птица
тонн
7928,3
8511,6
8496,2
2. Рыба
тонн
3121,3
3310,2
3539,0
3. Консервы рыбные
туб.
2697,3
2648,0
2404,8
4. Сельдь
тонн
422,3
264,3
414,7
5. Цельномолочная продукция
тонн
52811,2
53977,6
54255,3
6. Масло животное
тонн
2130,3
1970,8
1985,3
7. Сыр твердый
тонн
732,8
692,9
701,6
8. Масло растительное
тонн
599,5
624,5
747,1
9. Яйцо
тыс. шт.
49133,1
55882
44916
10. Кондитерские изделия
тонн
3384,6
3678,7
3970,3
11. Сахар
тонн
6674,8
6383
7479,1
12. Крупа
тонн
2285,3
2542,9
2783,1
13. Макаронные изделия
тонн
1307,3
1412,5
1493,7
14. Мука
тонн
3373
3934,8
3889
15. Водка
тыс. дал.
188,67
229,4
230,6
16. Вино
тыс. дал.
209,88
195,5
195,5
17. Пиво
тыс. дал.
1234,4
1516,6
1499,8
18. Табачные изделия
тыс. руб.
4237,3
3717,5
3983,9
 

Как видим, больше поступило в торговлю мясопродуктов, рыбы, цельномолочной продукции, растительного масла, кондитерских изделий, сахара, крупы и т.д. Но полки магазинов пустовали по-прежнему. Поэтому возникло мнение, что продукты в значительной мере раскупаются приезжими из других областей. В связи с этим во второй половине июля сессии Липецкого городского и областного Советов приняли решение о продаже ряда продовольственных товаров по паспортам.

Магазины города смогли реализовать эти решения две — три недели спустя, и то не по всем пунктам. Так, проверка показала, что информация о поступлении мяса и мясопродуктов, с указанием количества и времени завоза в торговых залах практически отсутствует.

Хотя отпуск продуктов, занесенных в перечень, идет теперь в основном по паспортам, тем не менее, ситуация коренным образом к лучшему не изменилась.

Так, может быть, дело не столько в том, что продукты вывозятся за пределы области, а скорее в том что они здесь, в пределах, неравномерно распределяются?

Давайте проанализируем расход наиболее дефицитных колбасных изделий. За 7 месяцев этого года Липецкий мясокомбинат поставил колбасы объединению "Продтовары” и общепиту Липецка соответственно (в тоннах):

вареных сортов — 948,1 и 370,1;
2 сорта — 184,4 и 203,1;
1 сорта — 85,4 и 41,6;
полукопченой — 225,2 и 222,2;
сосисок — 67,6 и 244,1;
всего — 1510,7 и 1081,1.

Нетрудно заметить, что в общепит направляется почти 40 процентов колбасных изделий, а из полукопченых сортов - половина. Причем столовые с их буфетами снабжаются по-разному. Сравним для примера поставку продуктов в столовую № 36 КП НЛМК и в столовую № 1 треста ресторанов и кафе, что в Доме Советов. Столовая № 36, обслуживающая около тысячи рабочих ККЦ-2, с 22 по 31 мая получила колбасу следующих сортов:

"любительская” — 214 кг;
“молочная” — 111 кг;
"чайная” — 80 кг;
“молодежная” — 46,5 кг;
“русская” - 32,5 кг;
"одесская" полукопченая — 16 кг;
“прима” вареная — 14 кг;
сосиски молочные — 65 кг;
корейка — 20 кг;
грудинка — 20 кг;
всего — 662 кг.

3а тот же срок в столовую № 1 были поставлены:

колбаса “останкинская” - 793 кг,
“прима” полукопченая — 906,5 кг,
“украинская” жареная — 5 кг,
карбонад — 33 кг,
“шейка московская” — 40 кг,
сосиски молочные — 178,3 кг,
корейка - 32 кг,
колбаски молочные — 36 кг,
всего — 2023,8 кг.

Если за июль столовая № 36 получила 1419 кг колбас, сосисок, копченостей, то столовая № 1 - 5495 кг.

Напомним, что в столовой № 1 - три буфета, и все с разными по ассортименту меню, видимо, в соответствии с рангом обслуживаемых в них работников.

Отличаются у металлургов и служащих аппарата и выбор мясных блюд. В июле столовой № 36 получены:

котлеты домашние — 720 кг,
свинина — 373 кг,
фарш домашний — 588,2 кг,
говядина 1 категории - 40 кг,
говядина 2 категории — 20 кг,
гуляш свиной — 40 кг,
антрекот — 20 кг,
говядина 3 категории 20 кг,
покромка 2 сорта — 20 кг,
всего – 1841,2 кг.

В том же месяце в столовую № 1 треста ресторанов и кафе были доставлены:

вырезка говяжья — 3132 кг,
печень — 921 кг,
сердце — 903 кг,
язык говяжий — 945 кг,
вырезка свиная — 587 кг,
говядина 1 категории — 383 кг,
свинина — 98 кг,
мясные консервы — 200 кг,
всего — 7169 кг.

Очевидно, что в столовую № 1 Дома Советов поставляются мясные продукты не только в большем количестве, но и лучшего ассортимента, чем в столовую одного из основных цехов НЛМК. Хотя цены там и там одинаковые: по расценкам рабочей столовой III категории.

Характерен и такой пример: из 171 кг карбонада, отпущенных Липецким мясокомбинатом на область в нынешнем июле в столовую № 1 поступило 86,7 кг; “шейки -московской” — 82 кг из 176 кг. Почти половина!

Этой же столовой доставляются не только мясные деликатесы, но и рыбные. Так, к примеру, только 3 августа сюда поступило рыбы холодного копчения: 100 кг горбуши, 50 кг капперса, 100 кг сельди, 100 кг скумбрии, а также 2 коробки с консервами осетра в томатном соусе, и столько же судака. И это рядовой завоз.

Таким образом, можно утверждать, что в нынешнюю пору борьбы с привилегиями, функция распределителей от спецмагазинов перешла к служебным буфетам при служебных столовых.

Но принцип социальной справедливости нарушается не только в распределении продуктов внутри общепита, но и среди так называемых спецпотребителей - учреждений социального обеспечения. Вот, например, как различались рыбные “подарки” пациентам областных больниц к Новогоднему празднику.

Больница № 1, что в 19 микрорайоне, и в которой 900 коек, получила 480 банок шпрот, 480 банок лосося, 480 банок сайры, 200 кг свежемороженной рыбы. Больница № 2, что на улице Ленина, с меньшим число коек: 2 кг черной икры, 2 кг красной икры, 30 банок печени трески, 72 банки шпрот, 48 банок лосося, 15 кг копченой горбуши, 4 банки тихоокеанской сельди. Как говориться, лучше меньше, да лучше.

Исходя из изложенных фактов, мы пришли к выводу, что, во-первых, необходимо прекратить поставку колбасных изделий в служебные буфеты через общепит. Тогда через магазины объединения “Продтовары” можно гарантированно обеспечить каждого горожанина более 1 килограммом колбасы в месяц. Для этого можно ввести талоны на колбасу.

Во-вторых, необходимо усилить общественный контроль над распределением поставок мясопродуктов внутри общепита между столовыми разных организаций, чтобы действительно учитывать специфику их труда, а не их социальные привилегии.

Особое внимание требуют детские учреждения - детсады и школы, где снабжение намного хуже. Также общественный контроль необходим и над распределением продуктов и среди спецпотребителей, чтобы не было у нас больных “первого” и “второго” сорта.

Надо определиться с мясными, рыбными и кондитерскими деликатесами. Их производство ничтожно, и сейчас обеспечивает ограниченное число столовых и буфетов. Следует его или временно прекратить, или направить деликатесы под общественным контролем в детские и лечебные учреждения, или продавать их по рыночным ценам.

Для осуществления этих мероприятий необходимо создать временную комиссию общественного контроля над потреблением при горсовете.

Но все эти меры могут лишь частично решить проблему, на перспективу необходимы серьезные социальные и политические меры. Так, в условиях перехода нa региональный хозрасчет, одна из первых задач - провозглашение городской самостоятельности, в рамках которого городские власти сами будут определять потребности горожан в продовольствии. Фондирование города областными инстанциями сейчас не покрывает реальные потребности в продовольствии.

Также при переходе на рынок неизбежно возникнет необходимость в передаче на выгодных для городского Совета условиях в частную собственность, в аренду, в коллективную собственность предприятий торговли, общественного питания, службы быта. Это — единственное средство покончить с десятилетиями существующей системой привилегий и paсхищением государственной собственности. Система торговли по паспортам в условиях рыночной экономики обречена. Поэтому она безусловно подлежит отмене.

Депутаты Липецкого горсовета: председатель рабочей комиссии Л. СТЕНА; М. СОРОКИНА, В. БЕЗРУКОВ, А. СКОМОРОХОВ, О. ХРЮКИН, А. МАРИНЧЕНКО, В. РОДИОНОВ, И. ШАЦКИХ, О. ПОЛУНИН, В. ТИХОНОВ, В. БЕТЕНЕКОВ.

ОТ РЕДАКЦИИ: Считаем необходимым уточнить, что столовая № 1 треста ресторанов и кафе в последнее время открыта для свободного посещения. Мы попытались выяснить, сколько всего человек питается в ней ежедневно, но ответа на этот вопрос от заведующей столовой не получили.


История| Сведения к истории| Статьи