История

Новости | Статьи


"Липецкие известия", 25 июня 2003 года

НЕ ДАЙ СЕБЯ ОБМАНУТЬ!

"Весь порядок в каждой стране - политический, гражданский, всякий - всегда связан с почвой и с характером землевладения. В каком характере сложилось землевладение, в таком характере сложится и все остальное. Если в чем у нас в России наиболее теперь беспорядка, так это во владении землею, в отношениях владельцев к рабочим и между собою, в самом характере обработки земли. И покамест это все не устроится, не ждите твердого устройства во всем остальном".

Ф.М. Достоевский

4 июня в "Липецкой газете" опубликован принятый в первом чтении проект областного закона "О регулировании земельных отношений в Липецкой области". Проект внёс глава областной администрации. Обоснованию этого проекта посвящена и редакционная статья И. Лесникова "Земля - боль крестьянская", ссылающаяся на "научно обоснованный севооборот". Сопоставив этот проект с федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вступившем в силу 27 января 2003 года, понимаешь, какая угроза нависла над хозяевами земельных долей и небольших фермерских хозяйств.

Проект областного закона о земле - наглядная иллюстрация того, как "сельскохозяйственная бюрократия" выхолащивает в своих интересах федеральный закон, реализующий конституционное право частной собственности на землю, создаёт дополнительное для себя поле для коррупции, как под громкие слова о защите крестьянина и земли втихую отберёт за бесценок у 200 тысяч жителей области их земельные доли. И это вместо того, чтобы вывести оборот сельхозземель из тени, навести порядок с земельными долями, разъяснить владельцам их права, защитить селян от тех, кто пользуется их юридической неграмотностью, неорганизованностью и немощностью.

Невольно вспомнишь о сорных колючках, которые мешают путнику. Сбросишь такую колючку с куртки, глядь, она уже на брюках. Сколько сорных колючек висит на обществе, цепляется, проявляя чудеса выживаемости и приспособляемости!

Реформы Александра II, Витте и Столыпина освободили дорогу крестьянству для естественного развития на основе права частной собственности на землю. В 1909-1913 гг. Россия производила зерна на 28% больше, чем Америка, Канада и Аргентина вместе взятые. Ленинский декрет "О земле" в 17-м поголовно раскрестьянил Россию! Заигрывая с пролетариатом, большевики надолго превратили деревню в Агрогулаг, сначала лишив крестьян "излишков хлеба", обрушив ярмо "продналогов" и продразверстки, а затем изведя в концлагерях миллионы больших, трудолюбивых, а потому и зажиточных крестьянских семей. В итоге, Россия - главный экспортер хлеба в Европу - стала импортером зерна из Канады, Аргентины, США. "Водочные" и "нефтяные" деньги стали основой экономической обеспеченности СССР, где миллионы крестьян опирались по прежнему на тяпку, на часто ломающуюся и плохо сберегающую здоровье крестьян сельхозтехнику. Отсутствие у крестьян СССР паспортов, зарплаты (одни пустые трудодни), грабительские налоги (сдай государству мясо, яйца, если даже у тебя нет кур и скотины), нормальных дорог, газифицированных крестьянских домов, бань, акушерских пунктов, сельских комбинатов бытового обслуживания, отсутствие телефона в деревне - вот приметы Агрогулага нашей страны! Колхозная страна стала ездить в Москву за колбасой и сыром, талоны и водочные очереди обрушили СССР в одночасье, ибо прогнила вся Система, построенная на обмане, партийном диктате и номенклатурных привилегиях!

Наконец, на рассвете ХХI века, забрезжил в России свет фермерства! В этом году мы отмечаем десятилетие начала земельной реформы в России. Уцелевшие внуки тех, кто сделал Россию мощной аграрной державой - и в нашей Липецкой области - вот-вот станут настоящими хозяевами своей земли-матушки!

Государственная Дума России делает шаг вперёд. Принимает закон об обороте сельхозземель, а это и купля, и аренда, и продажа, и передача по наследству, и дарение. Но липецкая областная власть делает два шага назад, принимая областной закон "О регулировании земельных отношений в Липецкой области". Пока это проект. Не поздно внести изменения!

Федеральный закон об обороте сельхозземель требует, чтобы в каждой области был решен вопрос о минимальном размере разрешенного к обороту земельного участка. Глава нашей областной администрации предложил: "200 гектаров". Липецкий областной Совет депутатов поддержал. Если областной закон будет принят в утвержденной после первого чтения редакции, владельцы долей и земельных участков, меньших установленного законом минимального размера, будут вынуждены пойти на отчуждение и выставить свои участки и доли на аукцион или сдать их в областной фонд. Вот такая правовая коллизия!

Ситуация такова, что те, кто изначально настроен против оборота земли, решают судьбу закона об обороте земли в Липецкой области - важнейшего события с момента раскулачивания крестьян!

Вводя норму минимального участка в 200 га, они обосновывают это тем, что только крупный производитель сможет обеспечить низкую себестоимость сельхозпродукции, намеренно путая землепользование с землевладением. И этим напрямую игнорируют интересы владельцев земельных долей и участков ниже установленного ими минимума. Для целого ряда сельскохозяйственных производств среднего уровня, которые должны, как наиболее мобильные, составлять основу незернового сельхозпроизводства, основанного на современных технологиях (откормочное, производство мяса, молока и т. д.), вполне достаточно 20-25 га земли. Это же относится к тепличному хозяйству, но при ещё меньшей площади. Поэтому норма в 200 га минимального участка станет тормозом развития интенсивного производства сельхозпродукции. Да и где взять деньги на покупку или аренду сразу 200 гектаров?

Более того, уже через год у администрации будет право - пусть даже в судебном порядке - заставить владельцев участков и долей меньшего размера выставить свою землю на аукцион и продать за предложенную цену. Тем самым наши депутаты добьются как раз того, чем сейчас пугают рядовых собственников - массовой скупки долей по бросовым ценам! Этого ни в коем случае допустить нельзя!

Позиция "Союза правых сил" в вопросе о земле известна. Мы выступаем за равные права всех участников земельных отношений. Нельзя вводить искусственные барьеры для оборота и использования сельхозземель. Липецкое региональное отделение политической партии "Союз правых сил" последовательно отстаивает права землевладельцев и землепользователей и поэтому критически оценивает попытки администрации Липецкой области решить "земельный вопрос" - в режиме создания благоприятствования для тех будущих "своих" крупных "латифундистов", которым придется по душе свежеиспеченный проект закона "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области".

Липецкое региональное отделение политической партии "Союз правых сил" считает, что никаких ограничений в размерах земельного участка, который находится в собственности и подлежит обороту, - быть не должно. Мы также за то, чтобы сделать оборот земель максимально свободным от любых бюрократических барьеров. Только крестьянин, конкретный собственник, вправе решать судьбу своего участка земли, а значит - и свою собственную судьбу. В крайнем случае, можно согласиться с тем, что минимальный размер земельного участка совпадает с размером среднерайонной земельной доли, для Липецкого района это чуть более 4 гектаров. Это поправка в пункт 1 статьи 6 проекта областного закона. В пункте 2 статьи 9 устанавливаются максимальные размеры участков для огородничества и садоводства, а также для дачного строительства. Считаем, что никаких ограничений в размерах участков для садоводства и огородничества (предлагается 1 га) не должно быть; предлагаемый максимальный размер участка под дачное строительство в 15 соток явно мал. Нельзя согласится и с неопределённостью сроков приватизации районных земель, о которых говорится в пятой статье проекта, это продлевает бесхозность земли и наносит ущерб бюджету.

С вступлением закона в действие, если будут приняты поправки ЛРО СПС, около 200 тысяч жителей Липецкой области смогут реализовать свои права по распоряжению полученной в результате реформы 1992 года земельной доли в полном объеме, включая её куплю-продажу. "Вступят в действие" статьи 35 и 36 Конституции РФ, гарантирующие и охраняющие право частной собственности на землю.

Давайте разберемся, кто имел право на приватизацию земли при проведении земельной реформы 1992 года, как документально закреплялись эти права?

В соответствии с п. 9 Положения "О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий" (утв. Постановлением Правительства РФ 708 от 4 сентября 1992 г.) право на бесплатное получение земли в собственность имели:

работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих предприятий, проживающие на их территориях;
лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий);
временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т. п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года.

Списки лиц, имевших право на приватизацию земли, составлялись внутрихозяйственными комиссиями по реорганизации в каждом сельхозпредприятии и передавались затем в виде заявок в районные комиссии. Далее, после утверждения председателем районного совета депутатов проекта перераспределения земель, эти списки становились списками собственников земельных долей.

В 1996 г., в соответствии с Указами Президента РФ 1767 от 27.10.93 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и 337 от 07.03.96 "О конституционных гарантиях прав граждан на землю", всем собственникам земельных долей должны были выдать государственные свидетельства о праве собственности на землю (земельную долю). Свидетельства регистрировались в районных комитетах по Земельным ресурсам и землеустройству.

А теперь - внимание! Если вы имели право на приватизацию земли, но до сих пор не включены в списки собственников, либо не получили своевременно свидетельство о праве собственности, вы вправе и сейчас обратиться с соответствующим заявлением в районную администрацию. Основанием для получения свидетельства о праве собственности является составленный при реорганизации хозяйства и утвержденный органом местного самоуправления список собственников, хранящийся как в бывшем сельхозпредприятии, так и в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Особенно это касается тех, кто во время проведения реорганизации работал на предприятиях и в учреждениях социальной сферы села. В некоторых сельхозпредприятиях комиссии завершили составление списков собственников земли до опубликования постановления Правительства РФ 708 от 04.09.92 г. В связи с этим зачастую работники социальной сферы не включались в списки собственников. Очевидно, что нарушение прав работников социальной сферы произошло в результате бездействия должностных лиц комиссий по реорганизации. Ведь районные комиссии по приватизации обязаны были после опубликования указанного постановления Правительства РФ 708 проверить соответствие списков собственников изменившемуся законодательству и дать указания соответствующим внутрихозяйственным комиссиям включить работников социальной сферы села в списки собственников земельных долей. Да и сами внутрихозяйственные комиссии могли сделать это по собственной инициативе. Но, как известно, в нашей стране спасение утопающего - дело самого утопающего.

Но и у тех, кто получил свидетельство на свою земельную долю в нашей области зачастую всё шиворот на выворот. Приведем свидетельство жительницы села Павелка Лебедянского района Л.Е. Юнициной.

"... между тем, начиная с 1992 года, такого наворочено в этой сфере, что боюсь - это Гордиев узел. Опишу все на примере хозяйства в нашем селе. Осенью 1992 года совхоз "Андреевский" был реорганизован в ООО "Андреевское". Имущество разделили на паи, а землю на доли. Участников общей долевой собственности на земельный участок 228 человек, размер доли 7,12 га. После этого собственники земельной доли сдали ее в аренду ООО. В конце 1995 года общество было признано банкротом, имущество ушло за долги, а земельные доли нам предложили сдать в районный фонд перераспределения земель. Я, имея горький жизненный опыт подписания документа, в результате которого семья понесла убытки, встретилась с председателем комиссии по банкротству П.С. Чеченевым, и он посодействовал отмене действий по передаче земли в райфонд перераспределения. Тогда нам (опять таки по инициативе районных чиновников) было предложено подписать заявление, с просьбой принять в аренду земельную долю, в адрес директора СУ-11 "Липецкстрой" В.А. Григорьева. Но собственником доли в заявлении значился "ООО "Мокрое" в лице директора Серикова А.И": Большинство участников общей долевой собственности на земельный участок подписали это АБСУРДНОЕ заявление. Я не подписала. Тогда нас, всех кто не подписал, собрали в Куйманской сельской администрации и стали оказывать давление (запугивали штрафами и другими санкциями) с целью принудить подписать АБСУРД. Некоторые поддались и подписали, но я снова не подписала. Обращаю Ваше внимание: собрание строптивых "собственников" состоялось 15 апреля 1996 года. Но еще 9 апреля 1996 года бывший глава администрации Лебедянского района подписал постановление № 217 "О передаче земель ТОО "Андреевское" ЗАО СУ-11 "Липецкстрой". Т.е. распорядился частной собственностью граждан (вот вам и конституционные гарантии!). Никто из "собственников", в том числе и я об этом не ведали, и до сих пор не ведают, а я узнала, совершенно случайно, только в октябре 2001 года. В нарушение Указа Президента РФ № 337 от 7.03.1996 года, договора аренды на землепользование не заключены, о своих правах участники долевой собственности не знают".

Не все владельцы земельных долей юридически грамотны и имеют силы, как жительница Павелок отстаивать свои права в суде. Областная власть не замечает попустительства районной тому, как земельные доли отбираются за бесценок, арендная плата за пользование земельными паями их собственникам не выплачивается. Вопиющая ситуация в селе Хрущево-Подлесном Данковского района, о которой написали "Липецкие известия" 9 апреля 2003 года. Собственники земельной доли, сдав её в аренду, стали у арендатора "рабами". Думаем, что поправить положение мог бы закон Липецкой области о минимальной арендной плате за аренду земли. Необходим и областной закон, по которому оформление всей документации по выделению земельной доли, переходу по наследству, проходило бы за счет бюджета и оформлялось на месте, это и социально и исторически справедливо.

В результате земельной реформы уже появились на селе люди, отстаивающие свои права. В результате решения земельного вопроса, то есть реального наделения крестьян землей, окрепнет и увеличится слой людей, которые не будут послушным орудием чиновников, людей, которые реально будут влиять на то, что происходит. "Сельскохозяйственной бюрократии" этого не надо. По мнению Липецкого отделения "Союза правых сил" закон "О регулировании земельных отношений в Липецкой области", принятый пока в первом чтении, уничтожит этот народившийся слой, окончательно раскрестьянит нашу область в интересах сельскохозяйственной бюрократии и новоявленных латифундистов с большевистским прошлым.

Ознакомившись с проектом закона "О правовом регулировании земельных отношений в Липецкой области" Липецкое региональное отделение политической партии "Союз правых сил" предлагает:

Липецкое региональное отделение политической партии "Союз правых сил" предлагает Липецкому областному Совету депутатов внести в проект закона "О правовом регулировании земельных отношений в Липецкой области" следующие изменения:

Считаем, что необходим закон Липецкой области о минимальной арендной плате за аренду земельных долей. Необходим и областной закон, по которому оформление всей документации по выделению земельной доли в натуре, а также по наследованию её проходило бы за счет бюджета. Считаем, что периодически в каждую поселковую администрацию должны выезжать специалисты из соответствующих служб, чтобы на месте и без волокиты оформлять все документы по земельным долям.

Помимо этого, выступая в интересах неправомерно обделенных граждан, в том числе работников социальной сферы села, за безусловное восстановление их прав на бесплатную приватизацию земли, Липецкое региональное отделение "Союза Правых Сил" предлагает в основу механизма такого восстановления положить следующие принципы:

Предлагаемые решения представляются естественными и оправданными. Оправданными и с правовой и с моральной точек зрения.

Обращаемся к главе администрации Липецкой области и Липецкому областному Совету депутатов. Создайте наблюдательный общественный совет при областной власти, состоящий из представителей фермерских, крестьянских организаций и представителей фракционных политических партий. Цель - проведение земельной реформы в интересах большинства, уменьшения возможных ошибок.

Крестьяне! Фермеры! Не дайте себя обмануть! Закон, вносимый администрацией области в Липецкий областной Совет депутатов, не должен стать очередным "Декретом о земле"! Требуйте от своих депутатов районного и областного Советов внесения поправок в проект областного закона о земле.

"Хватит нас грабить!", "Руки прочь от крестьянских наделов!", "Нет - произволу чиновников!", "Если примут 200 гектаров - нашу землю скупят даром!".

Председатель Липецкого регионального отделения
"Союза Правых Сил"
О.Д. Дячкин,

Спецкор "Комсомольской правды" в Черноземье
А.Л. Елецких (Тербуны)


Новости | Статьи