Документы

назад

Открытое письмо Липецкого отделения партии “Демократический выбор России” Липецкому городскому Совету по поводу изменений в уставе города

Уважаемые депутаты! Липецкое отделение партии “Демократический выбор России” приветствует решение городского Совета о приведении устава Липецка в соответствие с изменившимся законодательством и то, что предлагаемые изменения вынесены на обсуждение горожан.

Жаль только, что на внесение предложений отведено меньше месяца летнего затишья. Мы не успели уложиться в столь сжатые сроки, но успели заметить, что в газете, где был опубликован проект обновлённого устава, откликов на него не было. Считая, что устав города стоит публичного обсуждения, а некоторые из его положений и общенародного утверждения, Липецкая организация ДВР открыто вносит свои предложения по изменению устава города Липецка.

Предложения, касающиеся Совета.

Городской Совет состоит из 15 депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе (изменение статей 10.2 и 11.2).

Депутатская работа – это работа, требующая времени и полной затраты сил. Ваше предложение – увеличить число депутатов, работающих на постоянной основе, до 10, является косвенным подтверждением этого, тогда зачем ещё 20 депутатов, выполняющих свои обязанности время от времени после основной работы? К тому же, разделение депутатов на две категории позволяет большинству ущемлять “слишком энергичных депутатов”, происходит деление депутатов (и их избирателей) на “полноценных” и “неполноценных”.

Естественно, это положение, если оно будет принято, должно вступить в действие после окончания полномочий ныне действующего Совета.

Все депутаты получают одинаковую зарплату. Председатель и заместитель председателя горсовета получают доплату за руководство работой аппарата Совета (изменение статьи 56.1).

В уставе расписана процедура (статья 14.6) выражения Советом мотивированного недоверия первому заместителю и заместителю главы администрации, иным должностным лицам местного самоуправления, но ничего не говорится о возможности отрешения от должности главы городской администрации. Считаем, что этот пробел должен быть заполнен, порядок отрешения главы должен быть похожим на процедуру отрешения от должности президента страны.

Предложения, касающиеся главы администрации города.

Глава администрации Липецка, а также бывшие главы администрации города, входят в состав городского Совета с правом совещательного голоса (дополнение статьи 23.1).

Все главы администрации избирались всенародно, знают проблемы города, поэтому отказываться от их советов глупо и неуважительно.

Главой администрации города не может быть один и тот же человек два срока подряд (дополнение статьи 22).

Общемировая практика, напоминающая главе, что его власть не вечна.

Предложение, касающееся льгот.

В уставе города перечислены особые материальные условия для руководящих работников Совета и администрации и их аппаратов. Этому посвящены пункты 2 и 3 статьи 56, названной: - “Гарантии прав должностных лиц органов местного самоуправления”. Похвально, что пользование частью “гарантий прав”, предлагается сократить с года до трёх месяцев, но на наш взгляд – закон должен быть для всех один: никаких особых условий, никаких льгот.

Предлагаем пункты 56.2 и 56.3 изъять из устава Липецка.

У должностных лиц органов местного самоуправления должна быть лишь одна привилегия: получать зарплату после работников культуры, образования, здравоохранения.

Предложение, касающееся статей 43 и 44, регулирующих взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями и организациями, не входящими в состав муниципальной собственности.

Администрация города в осуществление своих обязанностей все подряды на работу коммерческим структурам и творческим коллективам распределяет гласно и по конкурсу, порядок проведения которых устанавливается городским Советом. Аналогичным образом сдаётся в аренду муниципальная собственность.

На наш взгляд, это обеспечит экономию бюджета и уменьшит возможность для произвола и коррупции.

Предложение, касающееся территориального общественного самоуправления.

При городских ЖЭКах создаются советы жильцов, наделяемые правом контролировать работу ЖЭКов по использованию выделенных им бюджетных средств. Положение о советах жильцов принимается городским Советом (дополнение статьи 33).

Без прав, которыми должен поделиться горсовет, органы территориального общественного самоуправления так и останутся лишь на бумаге.

Предложение, касающееся подачи петиции (народная правотворческая инициатива).

Предложения, содержащиеся в петиции, а также решения, принятые по ним подлежат обязательному опубликованию (дополнение статьи 35.1).

Петицию подают не менее 1000 человек по определённой процедуре. Следовательно, проблема, поднимаемая в петиции - общезначима.

Предложение, касающееся гарантии гласности в деятельности органов местного самоуправления.

Предлагаем внести в устав статью (36а). Граждане вправе знакомиться со всеми правовыми актами, документами и материалами органа местного самоуправления в местах, установленных соответствующим органом для приёма населения.

Предложения, касающиеся сроков выборов.

Довыборы депутатов, если Совет сохраняет свою правомочность, совмещаются с голосованием более высокого уровня (дополнение статьи 10).

Экономия денег и времени горожан.

Исходя из этих же соображений, предлагаем максимально совмещать выборы Совета, главы администрации и голосования более высокого уровня.

Нельзя согласиться с существующей редакцией статьи 32, согласно которой выборы нового Совета проводятся после окончания полномочий действующего, логичнее выборы проводить до истечения полномочий действующего Совета, определив момент и процедуру передачи власти.

Предлагаем рассмотреть возможность введения единого дня голосования.

Предложения, касающиеся проведения референдума.

Право на инициативу проведения референдума принадлежит: гражданам Липецка, городскому Совету и главе администрации города.

Глава администрации назначает референдум по вопросам, поступившим в порядке гражданской инициативы, а также по своим предложениям.

Городской Совет назначает референдум решением не менее 2/3 депутатов от установленной численности Совета.

Эти формулировки, изменяющие статью 30, исключают двусмысленность и не содержат противоречий.

Одним из оснований для прекращения полномочий Совета является (статья 20.1) выраженное ему на городском референдуме недоверие, с другой стороны, референдум о досрочном прекращении полномочий Совета невозможен на основании статьи 31.2, об этом же говорится и в областных законах. Как быть?

Безусловно, вопрос о досрочном прекращении полномочий Совета или главы администрации должен возникать в исключительных ситуациях, и можно согласиться со сложной процедурой проведения референдума по этому вопросу (инициатива 5% горожан, не менее 50% участвующих и не менее 50% “за”). Но устав города и областной закон о местном референдуме исключают такую возможность. Мы с этим согласны. Но проведение референдума по другим вопросам может и должно проходить по более простым правилам, переводящим городской референдум из теоретической плоскости в реальную. Эти правила должны соотноситься с порядками выборов депутатов и принятия ими решений. Сейчас в уставе явное, на наш взгляд, противоречие: решение, обязательное для всех, могут принять 16 депутатов, за каждого из которых проголосовало примерно по тысяче избирателей, а предложение, поддержанное 100 тысячами горожан, принято не будет.

Считаем возможным: назначать референдум по инициативе не менее 1% избирателей, при обязательной явке не менее 25% имеющих право голоса, решение принимается по относительному большинству (аналогично правилам при выборах депутатов и главы администрации), срок проведения референдума совмещать с очередными общими выборами (тем самым затраты на проведение референдума минимизируются).

Конечно, для принятия этих предложений требуется изменить областное законодательство, и мы призываем вас, уважаемые депутаты Липецкого горсовета, выступить с этой инициативой, ради высокой цели – уменьшения пропасти между властью и народом. Здесь уместно напомнить, что согласно областному уставу для назначения областного референдума требуется инициатива не менее 5% жителей области (5% от миллиона избирателей области это 50 тысяч), в Москве, где избирателей примерно 10 миллионов референдум могут инициировать 100 тысяч, пропорции явно не совпадают. Вначале и в уставе области было требование 100 тысяч, но областной суд в 1997 году по иску члена ДВР В.Ф. Безрукова признал эту норму слишком завышенной.

Можно было бы выяснить мнение горожан обо всех предложенных изменениях устава на городском референдуме, совместив его проведение с выборами в Государственную Думу. Мы предлагаем городскому Совету назначить референдум, вынеся на него некоторые из наших предложений: вопрос о численности Совета, о льготах, конкурсе и об упрощении процедуры референдума.

Уважаемые депутаты Липецкого городского Совета! Надеемся, что вы рассмотрите наши предложения, несмотря на небольшое нарушение сроков их подачи. Считаем, что наши предложения направлены на уменьшение отчуждения между властью и обществом.

Принято на общем собрании 4 августа 1999
Председатель Липецкой организации
партии “Демократический выбор России”
О.Д. Дячкин


назад